Департамент образования Орловской области
Отдел образования администрации Колпнянского района Орловской области
МБОУ "Ярищенская средняя общеобразовательная школа"
OBR57.ru

Комплексная воспитательная программа школы

Комплексная воспитательная программа школы

 «Новое поколение»

 Срок реализации: 5 лет

 

Разработчики программы:

педагоги-организаторы школы Псарёва А.В. и Макарова А.Н.

  

2018 год

с. Ярище

 

Содержание

 1.     Пояснительная записка

 2.     Содержание программы

 3.     Методическое обеспечение программы

 4.     Модель реализации программы

 5.     Критерии эффективности функционирования воспитательной программы

 6.     Список используемой литературы при написании программы

 7.     Список литературы, рекомендуемый педагогам при реализации данной программы

 

"Воспитатель, который не сковывает, а освобождает, не

подавляет, а возносит, не комкает, а формирует, не диктует,

а учит, не требует, а спрашивает, переживает вместе с

ребенком много вдохновляющих минут..."

Я. Корчак

1. Пояснительная записка

Стремительно меняется время, меняется общество и отношения между людьми. Чем более развито общество, тем более значительную роль играет в нём воспитание – старейшее из человеческих дел. В древности его считали труднейшим из занятий, искусством из искусств. Ведь ни в какой другой человеческой деятельности итоги не отличаются так разительно от затраченных усилий. В период социальных преобразований в современном российском обществе актуальность приобретают такие задачи, как формирование ценностных мировоззренческих основ воспитания, создание нового  воспитательного потенциала системы образования, обеспечение условий для воспитания будущих поколений на основе общественного согласия, приоритета мира и толерантности. Изменение социокультурной ситуации, реформирование общественной жизни вызвали различные социальные последствия: с одной стороны - расслоение общества, снижение жизненного уровня  большинства населения; отмечается резкая дифференциация доходов, массовое обнищание  семей. Неспособность найти свое место в изменившихся условиях, сформировать защитный механизм привела к тому, что воспитательное воздействие семьи в процессе социализации личности резко упало. С другой стороны, жизнь предъявляет требование формирования людей с активной жизненной позицией, самостоятельных и независимых, умеющих отвечать как за свою судьбу, так и за судьбу семьи, страны и порученного дела.

Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Воспитательная программа «Новое поколение» – это нормативно-управленческий документ, характеризующий специфику  содержания внеучебной и внеклассной воспитательной работы школы, особенности организации, кадрового и методического обеспечения воспитательного процесса. Программа «Новое поколение»  создана в целях обновления содержания и форм  внеучебной  и внеклассной воспитательной работы со школьниками,  привлечения детей и подростков к активному участию в формировании политической культуры и гражданского сознания. В связи с изменениями в российском обществе, в системе школьного образования педагогический коллектив считает актуальным внедрение программы «Новое поколение» через гражданско-правовое и духовно – нравственное воспитание школьников. В основе механизма социализации личности школьника  лежит активная преобразующая деятельность детей, посредством которой происходит включение их в жизнь тех или иных сообществ, формирование социальных связей, развитие систем ценностных и социальных ориентаций. Итоги воспитательной работы  за  последние  годы свидетельствуют о том, что в школе заложены условия для реализации программы  «Новое поколение»: создана организационно-нормативная база, обновлено научно-методическое обеспечение воспитательного процесса,   педагогический коллектив находится в состоянии постоянного совершенствования своего профессионализма, имеется поддержка родителей и общественности.

Предлагаемая программа направлена  на дальнейшее развитие воспитательной системы школы, в основе которой лежат  известные принципы педагогики сотрудничества:

•     переход от педагогики требований к педагогике отношений;

•     гуманно-личностный подход к ребенку;

•     единство воспитания и обучения.

Программа направлена на развитие потенциальных возможностей ребенка, формирование его  социального опыта.

Реализация воспитательной программы «Новое поколение»   (с 1 по 11 класс) позволит   осуществить  переход школы на более высокий уровень культуры воспитательных и образовательных процессов.

Предлагаемая программа направлена на дальнейшее развитие воспитательной работы школы, в основе которой лежат известные принципы педагогики сотрудничества:

  • переход от педагогики требований к педагогике отношений;
  • гуманно-личностный подход к ребенку;
  • единство воспитания и обучения.

Нормативно-правовой базой для разработки программы являются следующие нормативно-правовые документы:

  • Закон РФ от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
  • Закон РФ от 24.07.1998 «124-ФЗ «Об основных гарантиях прав ребенка».
  • Конвенция «О правах ребенка» (Принята 44 сессией Генеральной Ассамблеи ООН 05.12.1989г., ратифицирована Постановлением Верховного Совета СССР от 13.06.1990 г).
  • «Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России»
  • «Программа развития воспитательной компоненты в общеобразовательных учреждениях» (Письмо Минобрнауки РФ от 13.05.2013 г. №ИР-352/09)
  • Устав МБОУ «Ярищенская средняя общеобразовательная школа»

Цель программы:

Воспитание высококультурной, социально-активной, гуманной личности, способной реализовать себя в современном мире, имеющей потребность в здоровом образе жизни, владеющей навыками саморегуляции и безопасного поведения.

 Задачи программы:

 создание условий для формирования ценностных установок, обеспечивающих адаптацию обучающихся к новой среде, мобильность в изменяющихся условиях и ответственность за социальные действия;

 оказание помощи в формировании правовой, политической культуры и гражданского сознания, в  развитии чувства  патриотизма;

 психолого-педагогическое изучение подрастающего поколения с целью отработки социально-педагогических механизмов гражданского становления и стимулирования социальной активности детей и молодежи;

 создание условий для достижения нового уровня взаимодействия семьи и  школы в вопросах воспитания и социализации детей и подростков;

 оказание помощи обучающимся  в приобретении социального опыта  через  разработку и реализацию социальных проектов, проектов по  приумножению исторических, культурных, нравственных ценностей;

 реализация основных направлений гражданского воспитания младших школьников как начального этапа в формировании гражданской позиции личности и как части целостной системы воспитания.

 Ключевые идеи и ценности программы.

Сегодняшних школьников окружает масса информации – кино, Интернет, СМИ, реклама. Ребенок постоянно сталкивается с проблемой выбора – друзей, интересов, решений, причем, вероятность принятия необдуманных решений социального характера возрастает на фоне информации, искажающей морально-этические нормы. С этой проблемой сталкиваются педагоги и родители не только крупных городов, но и небольших посёлков, селах.  Наша  сельская  школа, без преувеличения, является образовательным, информационным, культурным и спортивным центром. Кроме того, позиция школы - «у всех на виду» - обязывает и педагогов быть высоконравственными, социально активными, инициативными. А если школа отстраняется от остро волнующих людей проблем в посёлке, она вряд ли может рассчитывать на активную поддержку его жителей. Наша  школа сегодня является важным механизмом психолого-педагогической поддержки семьи и стабилизации социальной жизни села. Ее культурообразующая функция заключается в том, что школа вынуждена компенсировать недостатки семейного воспитания. Благодаря школе повышается культурный уровень поселка. Школа играет более значительную роль в жизни ребенка, его семьи, чем школа в мегаполисе, крупном областном центре, малом городе. Воспитательная система школы создается объединенными усилиями всех участников образовательного процесса: педагогами, детьми, родителями. Взаимодействие этих трех институтов в формировании личности ребенка должно проходить в духе сотрудничества и взаимопонимания. К чему наша школа и стремится.

Таким образом, ключевые ценности современной отечественной педагогики: обеспечение прав и свобод личности, выполнение Конвенции о правах ребенка, общечеловеческие ценности, патриотизм, осознание себя гражданином России и хранителем ее исторического и культурного наследия.  Ориентация на солидарность и сотрудничество с представителями различных культур, жизнь в согласии с собой, с окружающими людьми, с природой в целом.  Сочетание традиционных ценностей с новыми идеями развития.  Семья, здоровье, образование, труд как основа жизнедеятельности.  Профессионализм и этика трудовых отношений как основа профессиональной карьеры.

Основная идея программы: воспитание Человека в единстве его интеллекта, нравственности и гражданственности.

Ценности, на которых уже сегодня основана и будет основываться в дальнейшем воспитательная деятельность школы:

 осознание идей гуманизации и гуманитаризации образования, понимаемых как процесс изменения типа воспитания;

 доверие и уважение друг к другу обучающихся, педагогов, родителей;

 стремление к высокой  психологической комфортности для всех субъектов  образовательного процесса;

 стремление к высокому уровню самоорганизации детского коллектива и коллектива учителей;

 атмосфера свободы творчества, способствующая творческому развитию учеников и учителей;

 безусловное обеспечение высокого стандарта образования для всех выпускников школы;

 стремление к обеспечению социальной и допрофессиональной адаптации выпускника.

Ключевые понятия:

Ключевыми понятиями данной воспитательной системы являются понятия, составляющие основу ее главного содержательного ориентира (идеи) - «воспитания Человека в единстве его интеллекта, нравственности и гражданственности». Эта идея в данной воспитательной системе выполняет роль сквозной линии, пронизывающей все ее направления. Представим такие определения ключевых понятий, которые этой идее отвечают.

♦   Воспитание

♦   Человек

♦   Интеллект, интеллектуальная культура.

♦   Нравственность

♦   Гражданственность

♦   «Воспитывающее обучение», его традиции

В школе создана воспитательная система гуманистического типа, которая находится в постоянном развитии. Главной ценностью для педагогов является ребёнок, главным критерием эффективности воспитания – личность выпускника.

Продолжая использовать сайт obr57.ru, вы соглашаетесь на использование файлов cookie. Более подробную информацию можно найти в Уведомлении об использовании cookie файлов.