Служба школьной медиации (примирения)
Люди всегда старались понять мир и друг друга. Иногда это трудно, потому что не все видят проблемы одинаково. Многие конфликты возникают тогда, когда кто-то преследует свои интересы в ущерб другим.
Понятие «медиация» происходит от латинского «mediare» - посредничать. Медиация – это переговоры с участием третьей, нейтральной стороны, которая заинтересована в скорейшем разрешении конфликта без ущерба для конфликтующих сторон.
Медиация в школе — процесс урегулирования споров, которые возникают между участниками образовательного процесса (администрацией школы, педагогами, учащимися, родителями и членами семьи учащихся).
Медиатор – нейтральный посредник, который помогает сгладить острые углы, лучше разобраться в ситуации и быстрее найти верное решение, устраивающее обе стороны. Медиаторами могут быть учителя, психологи, социальные работники, которые уже работают с детьми. Кроме того, школьными медиаторами могут и должны выступать дети (позиция «на равных»). Они учатся самостоятельно решать школьные проблемы, при этом эффективнее и быстрее способны найти выход из ситуации, т.к. видят проблему изнутри и понимают своих сверстников. Медиатор помогает услышать и понять друг друга, а также найти выход из конфликтной ситуации и обсудить, как избежать повторения подобного в будущем.
Служба школьной медиации (СШМ) или школьная служба примирения – это команда школьников и взрослых, выполняющая в школе общественную работу по мирному урегулированию школьных конфликтов таким образом, чтобы наладить между конфликтующими сторонами взаимопонимание.
Цели СШМ:
- развитие участниками образовательных отношений знаний, умений и навыков конструктивного поведения в конфликте, которые базируются на таких общечеловеческих ценностях, как признание уникальности личности, взаимное принятие, уважение права каждого на удовлетворение собственных потребностей и защиту своих интересов не в ущерб чужим;
- формирование культуры диалога;
- повышение безопасности школьной среды;
- создание условий для участников образовательных отношений, при которых становится возможным самостоятельно восстановить нарушенные отношения, доверие, загладить причиненный ущерб (психологический (моральный), материальный);
- применение здоровьесберегающих технологий;
- снижение количества административного реагирования на правонарушения.
Задачи СШМ:
- проведение примирительных программ (восстановительных медиаций, кругов сообщества, школьных и семейных конференций и т.д.) для участников конфликтных ситуаций;
- обучение школьников ответственности и цивилизованным методам урегулирования конфликтов;
- формирование доверительной обстановки в условиях школы;
- определение этических норм во взаимоотношениях;
- создание пространства для эффективного диалога.
Какими принципами руководствуется в своей деятельности СШМ?
- Принцип добровольности, предполагающий как добровольное участие школьников в организации работы службы, так и обязательное согласие сторон, вовлеченных в конфликт, на участие в примирительной программе.
- Принцип конфиденциальности, предполагающий обязательство службы примирения не разглашать полученные в ходе программ сведения. Исключение составляет информация о возможном нанесении ущерба для жизни, здоровья и безопасности.
- Принцип нейтральности, запрещающий службе примирения принимать сторону одного из участников конфликта. Нейтральность предполагает, что служба примирения не выясняет вопрос о виновности или невиновности той или иной стороны, а является независимым посредником, помогающим сторонам самостоятельно найти решение.
Стили поведения в ситуациях разногласия
Методические рекомендации по созданию и развитию школьных служб примирения в образовательных организациях, подготовленные специалистами Всероссийской ассоциации восстановительной медиации
Письмо № ВК-844/07 от 18.11.2013 г. «О направлении методических рекомендаций об организации служб школьной медиации в образовательных организациях»
Письмо № ДГ-375/07 от 28.04.2020 г. "О направлении методических рекомендаций по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях"
Методические рекомендации по развитию сети служб медиации (примирения) в образовательных организациях, подготовленные Минпросвещения России
Приказ №107 от 27.11.2015 г. «О создании службы школьной медиации (примирения)»
Положение о службе школьной медиации
План работы службы школьной медиации